Есть сегодня такие нарушения ПДД, которые приводят к возбуждению уголовных дел (например, наезд на пешехода, повлекший смерть или причинение ему тяжкого вреда здоровью). Так вот: в правительстве предложили лишать фигурантов уголовных дел права управления автомобилем до решения суда по их делу – уже во время расследования.
Если поправки в законопроект об альтернативных мерах пресечения будут приняты, без прав на время ведения следствия рискуют остаться подозреваемые и обвиняемые по делам о нарушении ПДД или эксплуатации транспортных средств (например, по ст. 264 и 264.1 УК РФ). С ходатайством о наложении такого ограничения будет выходить следствие будет выходить следствие – решение примет суд.
Собственно, депутаты еще в 2015 году предложили расширить список мер пресечения в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Некоторые из них уже приняты и действуют. В настоящее время в Госдуме ждет второго чтения законопроект депутатов-единороссов Ильи Костунова и Ларисы Шойгу о новых мерах пресечения в УК РФ. Собственно, в него правительство и намерено внести поправки, о которых говорится в начале статьи. Если они будут учтены, запрет на управление автомобилем до суда станет еще одним дополнительным ограничением, которое может назначаться, например, одновременно с залогом. Дата рассмотрения законопроекта во втором чтении пока не определена.
Мнения экспертов по поводу новых мер ограничения «водителей-уголовников» разделились. Так, например, координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает идею, выдвинутую чиновниками правительства, логичной и правильной. Он привел случай, когда в отношении человека расследуется уголовное дело о пьяном ДТП, а он в это время продолжает управлять автомобилем. По мнению эксперта, нововведения позволят защитить общество от неадекватных людей.
А вот адвокат Александр Боломатов, напротив, считает предложенную норму абсурдной. В ней, по его мнению, присутствует риск нарушения законных прав граждан. Эксперт полагает, что нельзя ограничивать человека в правах до тех пор, пока его вина не установлена. Суды у нас могут идти месяцами, а это значит, что ни в чем не виноваты человек может быть ограничен в праве управлять автомобилем. Если вина не установлена, неблагоприятные последствия наступать не должны.
Другие эксперты не столь категоричны. Как пишут «Известия» со ссылкой на слова председателя коллегии «Каневский, Чургулия и партнеры», адвоката Германа Каневского, ограничение права управления автомобилем до суда возможно, но только для фигурантов дел о совершении ДТП в состоянии опьянения. Его коллега, адвокат Алексей Михальчик считает, что необходимо в реальности обеспечить условия для применения предложенного инструментария. По мнению эксперта, в законе нужно прописать условия, при которых альтернативные меры пресечения будут предпочтительными — например, в отношении предпринимателей или по нетяжким, ненасильственным и неумышленным преступлениям.