28 апреля вступают в силу изменения к закону об ОСАГО, согласно которым владельцам пострадавших в ДТП автомобилей вместо денежных выплат будут ремонтировать транспортные средства.
«Первый договор, который будет действовать по новым правилам, должен быть заключён 29 апреля 2017 года, - прокомментировал Алексей Любавин, замгендиректора ПАО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО», - то есть закон распространяется на договоры, заключённые после 28 апреля. Ближайший год мы проживём в двух режимах: старые договоры будут регулироваться по старым правилам, новые – по новым».
Лишних денег не останется
Не секрет, что ранее была распространена схема, когда владелец получал возмещение по ОСАГО, часть денег тратил на ремонт машины в гаражах, и большую часть денег клал себе в карман. Отныне такая возможность утрачена. Теперь после ДТП страховая компания будет отправлять автовладельца с его помятой машиной в тот автосервис, у которого с данной страховой заключен договор. Если с года выпуска автомобиля ещё не прошло двух лет, то по закону его отправят на ремонт к официальному дилеру.
Возмещать убыток деньгами страховая будет в том случае, если автомобиль не подлежит восстановлению, если стоимость ремонта больше реальной стоимости автомобиля, если погибли водитель или пассажиры или если их здоровье после ДТП оказалось сильно подорвано.
«Однако если вы попали в ДТП и виноваты не вы, то совершенно не важно, когда куплен ваш страховой полис, - говорит Лев Воропаев, челябинский автоюрист. - Важно, когда он куплен у виновника. Если же он вообще ездит без страховки, тогда вы можете взыскать с него деньги. Он обязан будет вам заплатить необходимую для ремонта сумму либо через суд, либо в добровольном порядке по соглашению сторон».
В гаражах не починят?
Принять у автовладельца заявление о ДТП и направить его на ремонт, страховщик обязан в течение двадцати дней. Машину обязаны починить в течение тридцати рабочих дней, точка отсчёта – день, когда владелец сдал своё транспортное средство в страховую или в автосервис.
«Допустим, вы регулярно обращаетесь с поломками в один и тот же сервис, - рассуждает Воропаев. - После ДТП вы также захотели чинить свою машину там же, у мастера, который уже её изучил вдоль и поперёк. Но у сервиса нет необходимого договора с вашей страховой компанией. Тогда автосервис может обратиться в страховую с просьбой его заключить».
«Не исключено, что ему в этом будет отказано, - предупредил Любавин. - У нас очередь различных сервисов с зимы. Мы не заинтересованы заключать договоры с ремонтными мастерскими, расположенными в тех же гаражах, понимая, что вряд ли там гарантировано высокое качество».
Плюсы и минусы
«Нам этот закон интересен, - признался Антон Ефимов, руководитель отдела финансового сервиса ООО «Автоцентр Керг». - Ведь первые два года автовладельцы в целях экономии оформляют только полиса ОСАГО, а не КАСКО. Получается, что эти машины вернутся к нам на ремонт. Что касается качества, тут главное после ремонта правильно принять автомобиль. Вам никто не мешает осмотреть его детально и придраться к качеству ремонта. Если нашли недочёт, требуйте его устранения. А вообще официальный дилер даёт гарантию на свои работы. Например, гарантия на кузовной ремонт предоставляется до полугода».
Со всеми претензиями по качеству ремонта авто, владелец должен обращаться в страховую. Страховщик же обязан организовать устранение недостатков в том же порядке, в котором изначально автомобиль направлялся на ремонт. Кстати, закон не ограничивает количество обращений владельца с претензиями по качеству ремонта его авто после ДТП. Но дилеру просто невыгодно работать с сервисом, который выполняет некачественный ремонт. Сотрудничество с такими горе-мастерами расторгается быстро.
«В законе есть свои плюсы: ранее страховщики производили денежные выплаты с учётом износа деталей пострадавшего автомобиля, а теперь они будут оплачивать ремонт без учёта износа деталей. То есть при ремонте вам должны ставить только новые детали, - заявил Воропаев. – С другой стороны, я вижу и слабые места: не прописаны требования к узлам и агрегатам, которые необходимо установить на ремонтируемое транспортное средство. И, наверняка, во многих сервисах в связи с этим будут ставить самые дешёвые детали сомнительного качества. Срок гарантии на эти детали законом тоже никак не оговорен. Если после ремонта, оплаченного страховщиком, они сломаются, менять их владельцу уже придётся за свои деньги».
ОСАГО не подорожает
Суммы, которую страховая компания выплачивает по ОСАГО, как правило, не хватает на ремонт aвтомобиля у официального дилера.
«При оценке стоимости ремонта мы вынуждены пользоваться справочниками Российского союза автостраховщиков, - объясняет Евгений Брайт, директор кузовного цеха ДЦ «Тойота Центр Челябинск Восток». - К сожалению, эти справочники предлагают установку неоригинальных деталей. Даже если наш клиент согласен установить такие детали в своём автомобиле, то поставщики не всегда готовы их привезти. Зачастую автовладельцам приходится доплачивать».
Тем не менее, эксперты страхового рынка уверяют, что после вступления изменений в силу ОСАГО не подорожает. Потока желающих перестраховать своё транспортное средство до 28 апреля, также не прогнозируется.
«Договора страхования заключаются максимум за 60 дней до окончания действия предыдущего договора, - сообщила Ирина Комардина, начальник отдела по работе с дилерами Южно-Уральского Филиала ОАО «АльфаСтрахование». - То есть у тех, у кого срок действия полиса истекает в июне, могут прийти уже сейчас, в апреле».
КСТАТИ
В 2016 на территории Челябинской области было зарегистрировано порядка 78 тыс. ДТП. В 4 тыс. из них пострадали люди: 388 человек погибло и более 5000 получили ранения различной степени тяжести. С начала 2017 года уже насчитывается около 24 тыс. ДТП, 961 из них с пострадавшими: 89 человек погибли, 2100 получили ранения.
«70-80% ДТП транспортные средства получают незначительные механические повреждения, - добавил Евгений Резаев, замначальника отдела Управления ГИБДД ГУ МВД РФ по Челябинской области. – В прошлом году мы насчитали порядка 1500 ДТП, после которых автомобили не подлежали восстановлению. Как правило, такие ДТП происходят на трассах с движением на повышенных скоростях».