Союз автошкол Москвы предлагает ГИБДД изменить программы обучения будущих водителей, правила приема экзаменов и ужесточить требования к автомобилистам, сообщают «Известия». В Союзе утверждают, что причиной 80% ДТП в России является человеческий фактор, что свидетельствует о недостаточной подготовке водителей. Поэтому представители автошкол предлагают для лиц, недавно получивших права, установить двухлетний испытательный срок. В первые два года у начинающего водителя должно быть лишь временное удостоверение, в этот период следует предусмотреть некоторые ограничения: по скоростному режиму, на перевозку пассажиров, а также езду в темное время суток и по автомагистралям. Ограничения будут способствовать тому, чтобы новичок научился ездить за рулем аккуратно, ведь в его интересах получить постоянное водительское удостоверение, а не вернуться в автошколу.
Также предлагается в перечень документов, которые водитель обязан возить с собой и предъявлять по требованию инспектора, включить актуальные медицинские справки. Сейчас медсправка нужна лишь при получении и замене прав (раз в десять лет), таким образом водитель следующие девять лет может спокойно обходиться без нее, это непорядок, полагают в Союзе.
Кроме того, активисты из Союза автошкол хотят откорректировать учебный курс и добавить в него умение «читать дорогу», то есть определять признаки возможного нестандартного поведения других водителей, вероятность и степень опасности негативного развития ситуации, и научить курсантов адекватно на это реагировать. Есть положительный опыт Великобритании, где такая программа была введена в 2002 году, и к 2013 году число погибших в ДТП снизилось на 53,5% только благодаря этому нововведению.
Проблема в том, отмечают активисты, что тренировки, в основном, ведутся на площадке, а обучение в условиях реального уличного движения проводится лишь по остаточному принципу.
Комментарий редактора «За рулем», юриста Сергея Смирнова:
В реальности же большинство попросту не умеет вовремя и правильно оценить дорожную ситуацию, ведь все приходит с опытом. Единственный выход — это введение поэтапного допуска к дорожному движению. Плюс к этому было бы неплохо, если к упражнениям на площадке были добавлены такие, которые имитируют управление в сложных погодных условиях. К примеру, управление на скользкой дороге, в темное время суток. Может, тогда новички будут меньше попадать в аварии.— На мой взгляд, идея о введении некоторых ограничений для начинающих водителей вполне здравая. Судите сами, сейчас ученики в автошколах попросту зазубривают билеты, в которых смоделированы стандартные ситуации. Но в жизни, на дорогах, ситуации могут быть разными. И не все новички могут быстро сориентироваться. То же касается и практических навыков, ведь на площадках автошкол и при сдаче экзамена в ГИБДД, опять же, натаскивают на парковку, заезд в гараж, проезд змейкой.
Я бы добавил еще одно условие, при выполнении которого начинающий водитель сможет получить полноценное водительское удостоверение. Это отсутствие серьезных нарушений ПДД во время испытательного срока, таких как встречка, неправильный проезд ж/д переезда, проезд на красный и пр.