Россиян, которые хотят получить права, может ожидать новый формат проверки на психологическую устойчивость. Его в настоящее время разрабатывают в Федеральном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии (ФМИЦПН) им. В.П. Сербского.
Как сообщают «Известия», речь идет о психологическом тестировании, которое позволит выявить уровень агрессивности и враждебности будущего водителя. Такую возможность обсуждали на международной научно-практической конференции «Психология дорожного движения: вопросы теории и практики».
По мнению психологов, у человека, которого несколько раз уличили в грубом нарушении ПДД, наверняка имеются нарушения психики. К нему необходимо применять определенные меры. Часть таких водителей имеет проблемы с самоконтролем во всех сферах жизни, а не только на дороге. Помочь нарушителям может работа с психологом. Профилактическая работа с водителями может значительно сократить количество ДТП.
Напомним, в настоящее время законодательство не предусматривает направление врачом-психиатром автомобилиста на дополнительные исследования, а проверка у психолога обязательна только для профессиональных водителей. А зря. По словам одного из участников конференции, критерий допуска или недопуска человека к вождению должен устанавливать не только психиатр, но и клинический психолог. Он может выявить уровень агрессивности и враждебности у человека, это позволило бы предотвратить массу аварий и нарушений.
Появится ли «двойной барьер» для людей, желающих получить права? Вполне возможно. В ФМИЦПН им. В.П. Сербского сегодня разрабатывается ряд клинико-психологических инструментов и психологических критериев допуска к вождению.
Медики уже поддержали коллег, а вот автомобильные сообщества отнеслись к данной инициативе сдержанно. Так, председатель Союза автошкол Александр Ачкасов считает, что к безопасности на дорогах она отношения не имеет. По его мнению, гораздо более действенной мерой было бы тестирование тех, кто более одного раза попался на грубом нарушении - по аналогии с «тестом на идиотизм» (Idiotentest), который существует в Германии.
Эксперты опасаются, что дополнительный этап при получении прав потребует дополнительных трат бюджетных средств и создаст почву для коррупции.