Классификация моторных масел

Классификация моторных масел

Классификация по SAE

Классификация SAE (Общество Автомобильных Инженеров) разделяет масла по вязкости и температурным характеристикам. Этой классификацией пользуются страны Европы, России, США и Японии. Моторные масла по классификации SAE делятся на:

  • Летние масла. Они обозначаюся только цифрами. К примеру, 20, 30, 40. И чем выше число, тем выше рабочая температура масла, при которой оно сохраняет вязкость.
  • Зимние масла. Их используют при низких температурах и условно обозначают – буквой "W". Например, на канистре моторного масла можно увидеть 5W, 10W. Чем ниже указанное число, тем ниже температурный режим, при котором масло свободно будет смазывать поверхности, сохраняя свои свойства и качественные характеристики.
  • Всесезонные масла. Обозначаются они как разница показателей, через дефис, например, 5W-40. Чем больше числовая разница, тем больший рабочий диапазон температур. Всесезонные масла при низких температурах обладают вязкостью зимних масел, а при высоких - летних.

Классификация по API

Что касается качественного уровня масла, то здесь действует система, разработанная Американским институтом нефти API. Использование определенного типа масла обозначаются двумя буквами, первая из которых указывает на тип двигателя, а вторая учитывает эксплуатационные свойства масел.

По типу двигателя на канистре можно увидеть такие обозначения:

  • S - бензиновый, С - дизель - определяет тип двигателя.
  • А, В, С, D, E, F, G, Н - определяет уровень эксплуатационных свойств моторного масла. Чем выше порядковый номер буквы по алфавиту, тем жестче требования к условиям применения.

Для нефорсированных двигателей, работающих на небольших нагрузках, очевидным будет выбор масла с условными обозначениями - SA и CA, а вот для высокофорсированных двигателей, многоклапанных, работающих в условиях большой нагрузки, необходимо масло SH и CD.

Производители предпочитают выпуск универсальных масел, то есть всесезонных и подходящих для бензиновых и дизельных двигателей.

Классификация моторных масел по составу

Моторные масла по составу делятся на:

  • Минеральные масла. Получены путем переработки нефти.
  • Синтетические масла. Получены путем органического синтеза.
  • Полусинтетические масла. Смесь минерального и синтетического базовых масел.

Минеральное моторное масло

Основой минерального моторного масла служат масляные фракции нефти, тщательно очищенные от примесей. Сами названия типов масел уже позволяют догадаться, что минеральное изготовлено на основе натуральных продуктов, а синтетика — это искусственный результат химических реакций. Поскольку минеральные моторные масла имеют характеристики, заложенные в них самой природой, то появилась необходимость в создании таких смазочные материалов, которые бы обладали параметрами для работы в экстремальных условиях, в которых приходится работать деталям автомобильного мотора. Благодаря химическому синтезу удалось получить такие масла, которые лучше отвечают требованиям и могут своими характеристиками заметно отличаться от натуральных аналогов.

В натуральном виде минеральные масла практически не используются. Они обладают хорошими смазочными свойствами лишь при комнатных температурах или с различными присадками. Присадки увеличивают антикоррозионные, противоизносные и моющие свойства минеральных двигательных масел. Задачей современных моторных масел является не только уменьшение сопротивления трения, но и очистка деталей двигателя от продуктов сгорания топлива.

При низких температурах минеральные масла очень вязкие, что затрудняет работу механизмов, а под воздействием повышенных температур присадки в минеральных маслах выгорают. Устранить эти два недостатка удалось в синтетических маслах.

Синтетическое моторное масло

Синтетическое моторное масло получают в результате синтеза молекул. Синтетические масла значительно меньше зависят от внешних факторов и более стабильны в процессе эксплуатации. Проанализировав циклы работы двигателя, можно определить температурный интервал, в котором приходиться работать моторному маслу от запуска холодного двигателя до работы в экстремальных условиях. Чтобы двигатель одинаково качественно работал на всех этих режимах, требуется качественное синтетическое масло. Оно более стабильно против окисления. Синтетическое масло является более затратным в производстве, но без него невозможно эксплуатировать технику в условиях экстремально низких температур.