Страховые компании требуют у регулятора усложнить электронные продажи ОСАГО

Российский союз автостраховщиков (РСА), высказывая озабоченность случаями мошенничества с электронными полисами ОСАГО, обратился с просьбой к регулятору рынка, Центральному банку России, усложнить их продажи. В частности, страховщики хотят, чтобы процедура приобретения полиса на сайте страховой компании была ограничена 90 минутами, а действие полиса, приобретенного онлайн, начиналось лишь через 72 часа после его покупки.

Последний пункт должен, по мнению страховщиков, отбить у мошенников желание приобретать электронный полис ОСАГО сразу после ДТП. В то же время автовладельцы называют отсроченный старт действия полисов серьезной проблемой.

В предложениях РСА в адрес ЦБ РФ говорится, в частности, о том, что страхователем при покупке полиса ОСАГО онлайн сможет выступать только владелец транспортного средства (сейчас такого ограничения нет). При оформлении договора страхования ему придется вводить данные вручную – загрузку электронных копий документов (сканов) предлагается исключить. При этом, как уже было сказано выше, он должен успеть оформить полис за полтора часа.

Чем страховщики обосновывают свою просьбу? Таким образом они хотят исключить мошеннические схемы, к которым иногда прибегают клиенты. Например, они изначально покупают самый дешевый полис, а затем исправляют неверные данные. Как сообщает «Коммерсант», по действующему законодательству такой полис считается действительным. А это значит, что в случае ДТП страховая компания обязана сначала произвести по нему выплату и только потом направить регрессное требование к автовладельцу, которые исказил данные в страховых документах.

В РСА просят регулятора исключить такой вариант. Другими словами, если страховщик обнаруживает, что клиент при покупке электронного полиса указал неверные данные, «имеющие существенное значение для определения степени страхового риска», ни о каком страховом возмещении речи не идет – полис объявляется недействующим.

Страховщики также хотят получить право проверять данные страхователей в различных публичных базах данных (а не только в базе РСА) – например, в интерактивных сервисах федеральных и региональных органов власти, общедоступных источниках персональных данных и официальных данных заводов-изготовителей. Если покупатель е-ОСАГО проверку не прошел, ему в покупке полиса онлайн откажут, но пригласят в ближайший офис оформить документы лично. В своем обращении к ЦБ страховщики просят для себя дополнительных прав, которые бы позволили им отказывать гражданам в покупке электронных полисов ОСАГО.

Наконец, страховщики просят ЦБ снять ограничения на сроки восстановления неработающего сайта страховой компании (сейчас они должны починить его максимум за восемь часов с момента обнаружения неполадок) и обязательную его работу в дневное время.

Понятно, что страховщики просят за себя. А устроят ли такие изменения рядовых автомобилистов? Что касается отправки сканов, вполне возможно этот пункт не вызовет претензий у водителей. А вот трехдневная задержка вступления полиса в силу им вряд ли понравится. Да и неоправданный отказ страховщика продавать полис ОСАГО онлайн с любезным приглашением в офис – тоже. Если, например, в Москве и Санкт-Петербурге с выбором страховщика проблем нет, то в некоторых регионах проблемы с доступностью бумажных полисов до сих пор существуют. Другими словами, автомобилист и рад бы посетить офис, да только ехать придется в другой город.

Для любых предложений по сайту: [email protected]